По поверьям древних, Аспид - это чудовищный крылатый змей, который
имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются,
словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр
непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие
края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных
горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере,
и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно
убить стрелой, можно только сжечь…
Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска
- чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну - деву
змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла
Артоксая, Липоксая и Колоксая - трех родоначальников скифских племен,
а значит, отчасти и прапредков славян.
Славянские мифы
Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух: летит из мрачных,
холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от нее пощады
ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюет,
а кого ядом не отравит, того огнем сожжет.
Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили
выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили
на совет, только головой покачал:
- Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.
Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у богов. Молчали боги. Никто не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на черном капище уже вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:
- Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне добрые боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.
Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и
широкую яму, обмазать ее суглинком и накрыть тяжелыми камнями.
На дне в железном чане разложили костер, а среди бревен оставили
малое отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками
залез в эту яму и притаился.
И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса - летит Аспид. Завидев
вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг… вдруг из-под
земли громко, оглушительно затрубили трубы.
А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись - и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут - помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова… Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю - только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.
Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!