Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную
область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области — Сеннаар.
Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная
Вавилония носила название Аккад, а южная — Шумер. Не позднее IV
тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские
поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда
пришли шумеры — до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной
среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили
на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены.
В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тыс.
до н.э. жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии
и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским.
В южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу — на ассирийском
диалекте ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами,
но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н.э. заняли всю южную
Месопотамию, в результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский,
однако он продолжал существовать как язык науки и религиозного культа до I в.
н.э. Месопотамская цивилизация — одна из древнейших, если не самая древняя в
мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человеческое общество вышло из
стадии первобытности и вступило в эпоху древности, что означает сложение культуры
нового типа и рождение нового типа сознания.
Шумерская клинопись Важную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего
общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы
хранения-передачи информации. Месопотамская письменность в своей древнейшей,
пиктографической форме появилась на рубеже IV — III тысячелетий до н.э. Полагают,
что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков.
Каждый знак означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма
шло по линии унификации значков, сокращения их числа, в результате появились
клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация письма, т.е. значки
стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве
от него. Самые древние письменные сообщения представляли
собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать
все оттенки речи, выработалась лишь к середине III тыс. до н.э. Большая часть
того, что известно о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена
при изучении 25 тыс. табличек и фрагментов библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала.
Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения,
так и произведения авторские. Самым выдающимся памятником является аккадский
эпос о Гильгамеше, который повествует о поисках бессмертия, о смысле человеческой
жизни. Огромный интерес представляют старовавилонская Поэма об Атрахасисе, повествующая
о сотворении человека и Всемирном потопе, и культовый космогонический эпос Энума
элиш (Когда вверху). Мифология Междуречья — мифология древних государств Междуречья:
Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама.
Шумеро-аккадская мифология — мифология древнейшей из известных цивилизаций, располагавшихся
на территории Междуречья, и развивавшейся с IV по II тысячелетие до н.э.
Хурритская мифология — мифология народов, населявших Северное
Междуречье в III-II тысячелетии до н. э.
Ассирийская мифология — мифология Ассирии, располагавшейся в Северном
Междуречье в XIV—VII вв. до н. э.; она опиралась на шумеро-аккадскую
мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала
сильное влияние на вавилонскую мифологию. Вавилонская мифология
— мифология Вавилонии, государства на юге Междуречья XX-VI веках
до н. э.; испытала влияние ассирийской мифологии. История формирования
и развития мифологических представлений Шумера и Аккада известна
по материалам изобразительного искусства приблизительно с середины
6-го тыс. до н.э., а по письменным источникам - с начала 3-го тыс.
до н.э.