Энки продолжал спокойно дремать в своей бездне Абзу. Он не торопился
откликаться на просьбы и мольбы, потому что был одним из самых
главных среди бессмертных. Наконец, к нему обратилась сама праматерь-земля
с просьбой создать людей, которые будут слабее богов, а потому
безропотно работать на своих господ.
Лишь теперь Энки вышел из бездны вместе с богиней земных недр Нинмах.
А вслед за ним вышли духи, умеющие лепить горшки. В руках они несли
комья глины, добытые в глубинах Абзу. Толпа богов и богинь собралась,
чтобы посмотреть, как Энки и Нинмах будут творить людей. Но прежде
чем начать работу, Энки устроил для своих гостей пир. После того
как все пиво и вино было выпито, Энки призвал Нинмах вылепить людей
по образу и подобию богов. Но руки ее дрожали, и получались уродцы.
Рассердился Энки и сам принялся за дело. Но у него тоже дрожали
руки, и получилось хилое существо, которое не могло ни стоять,
ни сидеть, а тем более работать. Энки понял, что после пира надо
сначала отдохнуть, прежде чем приниматься за важное дело. И действительно,
после отдыха к нему пришла удача. Он вылепил сильных и разумных
мужчин и женщин, подобных богам, но лишил их бессмертия и написал
на роду безропотно служить богам и во всем помогать Ашнан и Лахар.
А богам сказал:
— Если люди будут самовольничать и добиваться того, что им недоступно,
усмиряйте их безжалостно.
Лахар и Ашнан, как только у них появилось свободное время, стали
спорить:
- Я важнее, потому что даю молоко и одежду! - кричала Лахар.
- Нет, я, потому что даю сытный хлеб и хмельное вино! — доказывала
Ашнан.
Из-за этого спора овцы тощали, а урожаи становились все меньше.
Лишь Энлилю и Энки удалось уладить опор. Вот каким было их мудрое
решение: «Только хлебом можно насытиться, а от вина развеселиться.
Значит, хлеб и вино важнее для жизни, чем молоко и шерсть. Ашнан
первая, а Лахар не смеет равняться с нею, должна чтить ее и признавать
ее старшинство».
С тех пор труд земледельца стал почитаться как самый важный для
жизни богов и людей.