Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений
ведийских ариев; обычно под ведийской мифологией понимают мифологические
представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания
брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных
учений философско-религиозного характера, генетически связанных
с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию.
Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между вторым
и первым тысячелетием до нашей эры, когда первобытнообщинное устройство
ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно
формировался уклад, который был характерен для военной демократии.
Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед;
брахманы к соответствующим ведам (сведения о ритуале, интерпретации
его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных
преданий); араньяки (тексты, связанные с брахманами); упанишады.
Эти источники относятся к классу шрути, то есть «откровение».
Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру
текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих
забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты смрити - «запоминаемое»
(восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт
о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве
и т.п. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены
из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской
традицией, и даже из буддийских текстов.
Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм — поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра — бог грозы, могущественный воитель. Варуна — хранитель мирового порядка и справедливости. Агни — бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. К высшему (божественному) уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога (333 в некоторых брахманах), причем само это число - существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов членят на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев), противопоставленные по тому же тройственному принципу.
В центре ведийской мифологии - мифы о «втором творении», точнее
говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим
силы хаоса, неопределённости, деструкции, и создании новой вселенной,
организованной на иных началах. В качестве противника Индры выступают
прежде всего демоны - чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и
другие, скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю
или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота,
вод и т. д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса,
в частности в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством,
потомством, с переходом от экстенсивного использования природы
к интенсивному, то есть к ведийскому социальному космосу.
Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает
свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических
знаний (veda); каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе
и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся,
законченной форме. Историко-культурное значение ведийской мифологии
исключительно велико.
Индуистская мифология берет начало с I тысячелетия нашей эры в индо-арийской ведической культуре через брахманизм, испытавший влияние буддизма. Включает в себя множество учений, отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические и другие религиозные представления. Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Но надо иметь в виду, что индуизм — развитая религия нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну — бог-охранитель и Шива — бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных направлений в индуизме — вишнуизма и шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран — главных памятников индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского, населения. Включение в индуистскую религиозную систему различных культов, их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар — учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ.