История круто распорядилась со славянскими народами, лишив их
собственной мифологии эпохи первотворения. Не было у них своего
Гомера, поведавшего миру о жизни древних греков, их богов и героев.
Не сохранились, как у скандинавов, саги и «Эдды», живописующие
легендарное прошлое. Не осталось гимнов, молитв, надписей на гробницах,
приоткрывших потомкам древних египтян стремления и чаяния их праотцов.
Половодьем нахлынувшее на жизнь славян-язычников христианство сметало
на своем пути все приметы прошлого. Выкорчевывало не только материальные
атрибуты былых верований, но и стремилось смыть в сознании новообращенных
привычные воззрения на божеств и кумиров, обряды и обычаи.
А ведь менее чем за десятилетие до принятия христианства великий
князь киевский Владимир, будучи ярым язычником, поставил на холме
близ своего теремного дворца пантеон стародавним идолам. Среди
них выделялся бог Перун — срубленный из дерева, с серебряной головой
и золотыми усами, с палицей-молнией в руках. А рядом с ним, как
писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы
других богов —- Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши.
Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой-христианкой,
византийской царевной Анной, и константинопольскими священниками,
князь Владимир прежде всего поспешил расправиться с прежними своими
языческими кумирами. Одни из них были изрублены, другие сожжены.
Лишь уничтожив «идолища проклятые», совершил Владимир обряд крещения
над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища
Перунова соорудил церковь святого Василия — это имя князь получил
при крещении.
Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные
перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной
охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце
и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных
явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.
Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось
в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься
от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего
кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то
верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит,
лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их.
Не случайно известные ученые утверждали, что славянское язычество.
— это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения явлениям природы
или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических
существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих
людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже
происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они не
недоступные небожители, а находятся здесь же, рядом.
Замечательный собиратель русских народных сказок А. Афанасьев утверждает,
что народная фантазия создавала мифические образы не иначе как
на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями
жизни человека. У многих «верховных» божеств были собственные имена:
Перун, Дажьбог, Белес, Мокошь, Стрибог. Другие, рангом пониже,
составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических
зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены
то дружелюбно, то враждебно к человеку.