Пятница была посвящена Мокоши. У древних славян считалось, что
в этот день нельзя начинать никакого дела, иначе оно «не заладится,
будет пятиться».
Среди пословиц, собранных В. Далем, есть такая: «По пятницам мужики
не пашут, бабы не прядут». Очевидно, что в те далекие времена и
знакомые всем нам слова: «У него семь пятниц на неделе» — имели
несколько иной, нежели сегодня, смысл. Мы так говорим о человеке,
который не знает, чего хочет, постоянно меняет решения. Предки
же подразумевали лентяя.
С приходом христианства «двойником» Мокоши стала Параскева Пятница.
Она приняла на свои плечи многие дела, присущие древней языческой
богине, считалась покровительницей полей и скота. Ей молились о
всяческом благополучии и домашнем счастье. В день св. Параскевы
женщины приносили в церковь для освящения разные плоды, которые
потом долго хранились в доме как священные. Параскеве Пятнице часто
посвящали первый сноп. Как и Мокошь, она благоволила к пряхам.
А еще Параскева считалась покровительницей торговли. Ведь это было
единственное дело, не считающееся в пятницу греховным. Вот и базарным
днем на Руси издавна считалась пятница. Уже в 1207 г. в Великом
Новгороде была возведена церковь Пятницы на Торгу. Да и в Москве
в торговом Охотном ряду стояла церковь Пятницы, но была разрушена,
как и многие памятники старины, в середине 30-х гг. нашего века.
А память о Мокоши надолго еще сохранилась на Руси. Даже в XVI в.
церковникам приходилось задавать женщинам укоризненный вопрос:
«Не ходила ли еси к Мокоши?»