Ну кто не слышал о самом веселом и разгульном старинном празднике
«ночь на Ивана Купалу»? Костры, песни, купания, сбор волшебных
трав — было где душе разгуляться в этот праздник.
А ведь языческий Купала никогда не был Иваном. У него вообще не
было никакого имени. А приобрел он его, когда праздник Купалы,
приходящийся на дни летнего солнцестояния, на самые короткие ночи,
сошелся с христианским праздником Рождества Иоанна Крестителя,
предтечи Иисуса Христа. Да так закрепилось это имя, что стали купальские
праздники называться Ивановым днем.
Предки наши считали, что пора буйного роста трав, созревания хлебов
— самое время для разгула злых духов. Вступают в силу и их прислужники
— ведьмы, ворожеи, оборотни, колдуны, стремящиеся причинить людям
как можно больше вреда.
Не зря, наверное, именно ночь на Ивана Купалу выбрали ведьмы, чтобы
устраивать свои шабаши с чертями на Лысой горе. Особенно часто
проказили в эти дни всяческие лешие, домовые, русалки.
Для борьбы с нечистью и необходимо было вершить очистительные обряды.
Именно поэтому в ночь на Ивана Купалу и разжигали костры, через
которые прыгали попарно увенчанные цветами парни с девушками, вокруг
которых водили хороводы с песнями. Проводили меж кострами и скот,
ведь очищение приносил не только огонь, но и дым.
Очистительный огонь язычники отождествляли с солнцем. Огромные
костры пылали в купальскую ночь на околице села, рядом с лугами
и пашнями. На вкопанный в землю столб обычно водружали смоляную
бочку или колесо. Обложив соломой, столб поджигали, и густой дым
стелился над крышами домов, над молодыми посевами. А еще в огонь
швыряли отслужившие свое кожухи, лапти, одежду больных.
Любимой забавой было катание с горки к реке горящих колес. Счастливчиком
считался тот, чье колесо тухло, лишь коснувшись воды. Так отмечали
селяне поворот солнца с лета на зиму. Огонь, возжигаемый на Купалу,
был не простой, домашний. Считалось, что огонь к этому случаю непременно
нужно было добыть трением деревянных брусков —-«живой огонь».
Особенно строго следили в ту ночь, полную чародейства, за скотиной.
Лошадей не выпускали в ночное пастись на луга, телят оставляли
ночевать вместе с коровами. А на подоконники клали жгучую крапиву,
чтобы нечистая сила не проникла в дом и не натворила бед.
Не только огни костров, но и очищение водой было приметой купальской
ночи. Этому празднику обычно предшествовали «русалии» — шумные
торжества, завершавшиеся купанием в реке.
Мифических русалок, олицетворение воды, в эти дни зазывали в поля
и луга: ведь там, где они резвились, земля обычно наполнялась влагой.
Травы там были гуще, и зеленее, а хлеба колосистее. Люди во время
этих игрищ обливали друг друга водой, а девушек со смехом и прибаутками
бросали в пруд или в реку. Верили, что в купальскую ночь росы —
небесные слезы — обладают целебной силой, могут подарить красоту
и здоровье. И поэтому кормили скотину росною травою, чтобы давала
больше молока, сами «купались» в росе.
А вечером, попарившись в баньке, шли плескаться в пруды, озера,
реки. Считалось, что купальская вода имеет такую же очистительную
силу, как и огонь. Кстати, купаться людям в природных водоемах
разрешалось лишь после Иванова дня. По народному, христианскому
поверью, именно в этот день Иоанн Креститель прогонял из воды злых
духов.
Еще этот праздник называли днем Ивана Травника. Ведь лечебные травы,
собранные в этот период, чудодейственны. В древнерусских книгах-травниках
описаны цветы, плоды, коренья, травы, которые надо собирать именно
в ночь на Ивана Купалу. Известен указ царя Алексея Михайловича
в 1657 г. Там подробно перечислены растения, которые надобно «набрать
июня в 23-й день» для дворцовых нужд. Срывать «целючие травы» надо
было на заре Иванова дня, пока на них не обсохла роса, и хранить
весь год, как святыню. Они помогут, если обкуривать ими больных,
сохранят дом от молнии, ежели бросить щепотку сухотравья в затопленную
печь во время грозы.
На Купалу мечтали смельчаки найти и увидеть, как распускается «жар-цвет»,
папоротник. Ведь именно в те мгновения, когда с треском раскрывается
этот Перунов цветок, из земли выходят клады, загораясь синими огоньками..
Не менее желанна была встреча с «разрыв-травой», от прикосновения
которой разлетается на кусочки любой металл, отворяются любые запертые
двери. Чтобы добыть ее, надо было в купальскую ночь косить траву
на диком пустыре, пока лезвие косы не переломится. Где оно упадет,
траву надобно собрать и бросить в реку. Та зелень, что поплывет
против течения, и есть разрыв-трава.
Немало забав, забот, веселья было во всеми любимом и почитаемом
чествовании Купалы, Традиция требовала непременного участия в празднике
всех жителей селения от мала до велика. Только все вместе могли
они защитить свои жилища и каждого их обитателя от злых сил, пытавшихся
одолеть людей в купальскую ночь.