Боги и духи поначалу жили там же, где жил человек. Это был и вековой
ветвистый дуб, и камень у дороги, и тихая заводь рядом с поселением,
и солнышко, дарящее теплые живительные лучи. Связь свою с окружающим
миром наш предок ощущал как кровную, родственную. Многие растения,
животных он воспринимал не просто как родственников, но даже как
своих прародителей.
Почему у древних славян существовал запрет охотиться на медведя,
употреблять в пищу медвежье мясо, носить одежду из его шкур? Да
потому, что, стоя на задних лапах, медведь напоминал человека.
Люди испытывали не просто страх перед косолапым, но и почтение
к нему. Они восхищались его силой, ловкостью, считали своим покровителем,
величали, как и поныне в сказках, батюшкой, дедушкой, а порой и
хозяином.
Почитали наши предки и растения. У них существовали целые священные
рощи. А отдельные деревья, чаще всего старые, могучие дубы, вызывали
их поклонение. Византийский император Константин Багрянородный,
рассказывая о трудном и опасном переходе через Днепровские пороги,
не обошел громадный дуб на острове Хортица. Ему приносили в жертву
живых петухов, куски мяса, хлеб. Воины у корней дерева втыкали
стрелы — свои дары.
Местами поклонения богам могли быть горы, холмы, реки, камни, на
которых высекались изображения, и даже их осколки, становившиеся
амулетами-оберегами.
Никто не знает, сколько веков прошло, пока появились общеславянские
идолы, требующие кровавых жертвоприношений. Истуканы эти назывались
«капь», а места их обитания, первые культовые сооружения — капищами.
Служили там жрецы-волхвы, кудесники, гадатели, предсказывающие
будущее.
Когда с приходом христианства капища и идолы были повержены, добрые
языческие божества остались жить в обрядовых песнях, игрищах, гаданиях,
сказках, былинах. И дожили до нашего времени.