В мифах славян волк - представитель потусторонних сил, чужой,
посланец иного, потустороннего мира, к которому принадлежат Бог,
души умерших и нечистые, злые духи. Волк знается с нечистью, и
часто его самого причисляли к ней. Не случайно его отгоняли крестом
и даже делали оконные рамы в форме креста, чтобы отпугнуть его
как нечистую силу от жилья. Чехи называли черта волком. В волка
могут обращаться дьявол и ведьма. Волк служит черту конем, и на
нем часто ездит ведьма, кума черта. Упыря — покойника, встающего
по ночам из гроба, - южные славяне представляли в волчьем облике.
Иногда волком называли мертвеца-вампира. Считали. что покойник
становится вампиром, если его мать во время беременности ела мясо
животного, убитого волком.
Поскольку волк близок к умершим, человек при встрече с ним старался
и сам притвориться мертвым, чтобы волк его не тронул, приняв за
своего. А иногда, столкнувшись с волком, звали по имени умерших
- знакомого охотника или трех своих предков, как бы прося у мертвых
защиты от волка.
То, что волк выполняет роль посредника между людьми и силами иного
мира, имеет еще одно подтверждение. Если волк похищал скотину,
то это воспринимали как жертву, предназначенную Богу и сулившую
удачу. Задирая скотину, волк действует не по своей, а по Божьей
воле. Поэтому лишать волка его добычи считали грехом. Верили, что
если человек отнимет у волка чужую скотину, то взамен волк унесет
его собственную. Святой Николай, хозяин волков, наставлял работника,
вырвавшего барана из волчьей пасти: «Запомни, ни у кого нельзя
отбирать то, что ему Господь Бог предназначил!»