«В лесу родилась елочка»… Эту немудреную песенку знают все от
мала до велика. Водя хоровод вокруг разряженной лесной красавицы,
ребятишки и не подозревают, что совершают обрядовые действа, часть
мифотворчества наших далеких предков. Так же много веков назад
собирались у дерева люди, приносили к его корням жертвы, пели,
совершали обрядовые танцы, в которых каждое движение имело символическое
значение.
Дерево вообще занимало в жизни язычников-славян особое место. Сохранилось
сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни
земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него
два дуба, на ветвях которых сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули,
потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из
этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила.
С тех давних времен пришел миф о древе жизни. Будто служило оно
осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание.
Корни этого удивительного дерева, которое называлось мировым, обнимали
всю землю, доставали до глубин преисподней. Крона его упиралась
в небесный свод. В нем для древнего человека воплощались представления
о пространстве и времени. Вспомните старую загадку. «Стоит дуб
на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде
по семь птенцов». Таково было мифическое изображение года: двенадцать
месяцев, каждый из них содержит по четыре недели, а в неделе по
семь дней. (Надо только помнить, что счет велся по лунным месяцам.)
В фольклоре славянских народов — сказках, загадках, заговорах —
нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб,
проживший на земле несколько веков. В одной, из известных сказок
взобрался на такой дуб старик и достиг самого неба. Там он увидел
чудесные жерновки — эмблему весенней грозы, дарующей людям дождь,
плодородие. Да и заговоры от болезней начинаются чаще всего прибауткой
о том, что-де на море-океане, на острове Буяне, где лежит камень
алатыр, стоит «булатный дуб»… А дальше уж идет сам заговор.
На дерево-ось словно нанизывались образы внешнего и внутреннего
мира древнего человека. И не только славян, а всех народов, населявших
в древности Европу. Оно систематизировало этот мир, придавало ему
стройность, где каждому предмету или явлению, каждому живому существу
находилось свое место.
На вершине кроны восседало божество — грозное, недоступное. В ветвях
находили пристанище птицы. У ствола роились пчелы, толпились лоси,
олени, лошади, коровы, а иногда и люди. Корни же собирали вокруг
себя змей, лягушек и даже рыб. Здесь же находились прикованные
цепью бес и другие нечистые силы. От дерева этого исходит благоухание,
а от корня его «текут млеком и медом» двенадцать источников. Порой
верхнее божество вступало в битву с «нижним ярусом», пресекая посягательства
змей и драконов на «теплокровных», располагавшихся у ствола.
Древо жизни изображалось обычно с восемью ветвями, по четыре с
каждой стороны. При изображении его чаще всего использовались четыре
цвета: черный, красный, синий, белый.