Издревле стройная белоствольная березка стала символом России.
И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и не чтут
так, как у нас на родине.
Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также
считалась священным деревом. Порой не только дуб, но и березу почитали
наши предки как мировое древо. Это представление осталось в древнем
заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит белая береза
вниз ветвями, вверх кореньями»…
Нежная береза всегда воплощала в себе женское начало, считалась
покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни
радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали
слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.
И в Западной Европе, в календаре друидов, жрецов-кельтов, характер
и судьба человека связывается с определенным деревом. Тем, кто
родился под знаком березы, предначертана счастливая доля. Ибо это
человек гибкий, с мягким характером, обладающий фантазией и интуицией.
Умение творчески мыслить и претворять свою мысль в жизнь, работоспособность»
деликатность открывают перед ним все двери.
Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы
не обходился без березы. В Троицын день молодыми березовыми ветвями
украшали церкви и дома. Считалось, что дерево «не обидится», если
его срубить с любовью во имя такого большого праздника.
Во многих российских губерниях на Семик — седьмой четверг после
Пасхи — шли в лес, сплетали венки, пели песни, выбирали и срубали
самую стройную и зеленую березку. Украсив ее лентами и лоскутками,
«приглашали» красавицу на общий пир, который готовили вскладчину.
«Приносили яко жертвы пироги, и каши, и яичницы, поклонялись березам,
— писали уже в XVII в. новгородские священники в челобитной грамоте.
— Песни сатанинские поют, и в ладоши хлопают, и по-всякому бесятся».
Затем с песнями и плясками несли лесную гостью в заранее избранный
дом. До самой Троицы приходили сюда ее навещать. А в воскресенье
шумной процессией несли ее к реке и бросали в воду. Этот обряд
дожил до начала XX в.
Девушка, первой севшая на Троицу в тени заветной березки, первой
среди подруг и замуж выйдет.
Накануне Ивана Купалы на рога коровам надевали венки из березовых
веток, а у входа в хлев втыкали березовые сучья, чтобы не позволить
ведьмам навредить животным.
Обращались к березе за помощью и при болезни. Стегни захворавшего
легонько березовым прутом — поможет лучше лекаря. А если вылить
под дерево воду после купания больного дитяти и сказать нужный
заговор — болезнь перейдет на березу.
Хотя считалось, что зналась береза и с нечистой силой, оттого она
и называлась деревом духов, русалочьим деревом. Уж больно любили
на ее ветвях, клонившихся к воде, качаться водяные девы.
Недавно при раскопках вблизи Новгорода археологи нашли письма,
написанные на бересте нашими пращурами почти десять веков назад.
А ведь береста — это кора березовая. Подобные же послания, «прошения»
к лешему, водяному писали на бересте древние славяне и прикалывали
к дереву. Они молили не обделить охотника дичью, вернуть заблудившуюся
скотину, охранить в лесу или на реке.
Нынче нет ничего приятнее глазу и сердцу россиянина, чем березовая
роща. Тут всегда светло и радостно, словно в храме. В храме природы.