Славяне среди других деревьев особо выделяли и почитали дуб. Возможно,
поначалу вообще все деревья они называли словом «дуб». Не случайно
происходящие от него слова «дубина», «дубинушка» относятся не только
к дубовой палице.
Дуб почитался как божество. К его подножию приносились жертвы.
Из дубового дерева тесали идолов. И огонь на капище можно было
« подкармливать» лишь дубовыми дровами. В народе дуб считался связанным
незримыми нитями с верховным божеством Перуном. Ведь это дерево
словно притягивало к себе молнии. И сегодня в грозу не стоит укрываться
под дубом — опасно.
Преимущественно к дубу относили наши предки ж предание о мировом
древе. Эта вера и поклонение продолжались так долго, что уже после
принятия Русью христианства под страхом церковного суда запрещалось
«перед дубом мояебни йети». Ведь как боги решали судьбы всего мира
и людей в частности, под мировым древом сидя, так и творили суд
под могучими дубами, веря, что приговоры, изреченные здесь, освящены
божеством. Существовали целые заповедные священные дубовые рощи.
Зайти в такую гуляючи, а тем более сорвать с дерева ветку считалось
кощунством. За это волхвы-жрецы могли даже осудить «святотатца»
насмерть.
Немало сохранилось в народе поверий и примет, связанных с этим
могучим зеленым великаном. Если у человека болит спина, хорошо
при первом весеннем громе прислониться к дубовому стволу. Чтобы
унять зубную боль, надо кусать больным зубом дубовую щепочку. А
еще лучше отыскать в лесу старый дуб, рядом с которым пробиваются
из-под земли родники, содрать с ветки кору и вымочить ее в родниковой
воде. Если носить такой оберег в ладанке, зубы и вовсе никогда
не потревожат. Больного ребенка можно вылечить, если расщепить
в лесу ствол молодого дубка и протащить три раза малыша между расщепами.
А потом связать ствол веревкой или кушаком. Можно еще трижды девять
раз обойти с младенцем вокруг дерева, а затем на его ветви повесить
лоскут от детской одежды. Как истлеет оставленная ткань, так и
хворь покинет. От этого обряда и возникла впоследствии традиция
украшать деревья тряпочками и ленточками, которые стала восприниматься
как жертвы лесным духам.
И сегодня могучий дуб пользуется подсознательной любовью людей.
О нем складывают песни, его изображают на своих полотнах художники.