Японская мифология, совокупность древнеяпонской (синтоистской),
буддийской и возникшей на их основе (с включением элементов даосизма)
поздней народной мифологических систем. Древнеяпонская мифология
запечатлена в многочисленных памятниках, таких, как «Кодзики» («Записи
о делах древности», 712г.), «Нихонги» (или «Нихонсёки», «Анналы
Японии», 720 г.), этногеографические описания японских провинций,
т. н. фудоки («Записи о землях и обычаях», 8 в.), древнейшие молитвословия
норито, «Когосюи» («Собрание древних слов», нач. 9 в.) и «Кюдзихонги»
(«Главные записи о делах старины», нач. 12 в.). Наибольшее количество
мифов, целые циклы их вошли в «Кодзики» и «Нихонги». Эти своды
и составили официальную мифологию синто, частично адаптировав,
а частично оттеснив на периферию и в низшую мифологию местные шаманистские
культы. Материалы первых свитков в обоих сводах позволяют выделить
в них три основных мифологических цикла: в первом, космологическом
цикле действие происходит на равнине высокого неба - такама-но
хара, где обитают небесные боги, и в царстве мёртвых ёми-но куни.
Во втором цикле действие происходит на земле Идзумо (Идзумо - древнее название
местности, ныне расположенной в восточной части префектуры Симане в центральной
Японии). Третий цикл рассказывает о событиях, происходящих в местности Химука
(нынешняя префектура Миядзаки, остров Кюсю). Героями мифов в этих свитках выступают
боги - ками (иначе именуемые микото), одни из которых действуют и говорят подобно
людям, другие же олицетворяют абстрактные, умозрительные представления. Высшую
категорию ками представляют собой небесные ками, среди которых, в свою очередь,
выделяются «особые небесные» ками, ниже их стоят земные ками, обычно привязанные
к определённой местности; и ещё ниже - ками-духи, проявлением существования которых
служат предметы и явления природы. В японской мифологии нет единого творца -
зачинателя мироздания, демиурга. Всё начинается не с хаоса, а с самопроизвольного
установления самого первоначального и элементарного порядка, одновременного появлению
богов-ками. Первых ками трое: Амэ-но Минакануси, Такамимусуби и Камимусуби. В
отличие от последующих поколений богов, являющихся парами, они не имеют пола
и каких-либо внешних признаков. За этой троицей появляются ещё четыре ками-одиночки.
Они уже менее абстрактны и связаны с теми или иными природными объектами. Двое
из них (ср. Амэ-нотокогами) были рождены в лоне земли, которую можно отождествить
с Японией (поэтическое наименование Японии в мифах - Асихара-но Накацукуни, «тростниковая
равнина - срединная страна»). Следом рождаются бог, навечно утвердившийся на
земле, и бог обильных облаков над равнинами - последние боги-одиночки. Бог всплывающей
грязи и его младшая сестра богиня осаждающегося песка открывают список богов,
являющихся парами. Завершение космогонического процесса приходится на долю пятой
пары этих богов Идзанаки и Идзанами. Ко времени их появления «земля еще не вышла
из младенчества» и носилась по морским волнам, поэтому высшие небесные боги поручают
этим богам обратить жидкую землю в твердь, что они и совершают, мешая воду копьём.
Затем, заключив брак, они рождают острова, составляющие Японию, а потом - богов-духов, которые должны эту страну населить. Мир постепенно обретает свой обычный вид: являются горы и деревья, равнины и ущелья, туманы в ущельях и тёмные расщелины, а «хозяевами» всех предметов и явлений окружающего мира становятся рождённые здесь ками. Старшая дочь Идзанаки, Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия. Небесные владения Аматэрасу описываются, как некое подобие земли. Здесь есть рисовые поля, покои для ткацких работ и т. п. Повествования, связанные с нисхождением Сусаноо в Идзумо, могут рассматриваться как своего рода посредники, объединяющие два цикла мифов - мифы пришельцев и мифы коренных насельников Идзумо. В этих последних наиболее прославленным персонажем является 0-кунинуси, отпрыск Сусаноо, который со своим помощником Сукунабикона занимается устроением мира. С прибытия на землю Ниниги и его вступления во владения Японией начинается третий цикл мифов об установлении божественной власти на земле. Существование двух версий приведения к покорности земных богов: длительной и гуманной («Кодзики», «Нихонги») и краткой и воинственной («Когосюи») также отражает наличие двух разных культурных традиций, одна из которых принадлежала покорителям (небесные боги), другая - побеждённым (земные боги). Характерной особенностью японской мифологии является широкое отражение в ней веры древних японцев в магию. Исследователи отмечают, что японские мифы больше похожи на смесь различных суеверий, чем на связную сюжетную систему. Подробное описание магических обрядов приводится в мифе о бегстве Идзанаки из подземного царства, содержащем распространённый в фольклоре многих народов мотив задержания погони посредством бросания различных предметов («магическое бегство»), и в мифе о сокрытии солнечной богини Аматэрасу в грот, где самым главным в магическом ритуале является танец богини Амэ-но удзумэ. В японских мифах вычленяется много сказочных мотивов и сюжетов, явно более позднего происхождения, чем основные сюжетные линии, например, миф о победе Сусаноо над змеем Ямата-но ороти. В мифах действуют животные - помощники. Это мышь в рассказе об испытаниях 0-кунинуси, «голый заяц» Акахада-но усаги в мифе об 0-кунинуси и его старших братьях - ясогами. Полный и развитой сказочный сюжет воплощён в мифологическом рассказе о пребывании Хоори в подводном царстве, тоже явно более позднем по происхождению включении в мифологический свод.