Пришла Коляда
Накануне Рождества,
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По проулочкам.
Нашли Коляду
У Петрова-то двора.
Заслышав эту песню-колядку, хозяин Петр, у дома которого сгрудились
парни да девчата, выходил к ним и одаривал гостинцами. Побалагурив
еще немного, веселые гости отправлялись к соседнему подворью, где
хозяином были Иван и Василий. И все начиналось сначала: колядки,
пожелания дому добра и благополучия, ответные подношения. За свое
«искусство» колядующие получали от хозяев специально заготовленные
угощения, монетки, обновки, дешевые украшения.
Порой в зимние святки рядились в животных, чаще всего надевали
маски медведя или козы, которая считалась символом плодородия.
Шум, гам, песни и розыгрыши длились всю ночь напролет, а потом
оставались в памяти надолго. Яркими, сочными красками описал эту
народную забаву Н. В. Гоголь в своей повести «Ночь перед Рождеством».
Христианская церковь всегда осуждала и даже запрещала подобные
действа. В «Стоглаве», сборнике постановлений Московского церковного
Собора, собранного Иваном Грозным в 1551 г., с негодованием отмечалось:
«В Надвечерии Рождества Христова мужи, и жены, и дети в доме по
улице отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими
и многими видами скаредными…»
И все же обычай колядования за многие века не исчез. Сегодня он
вновь возрождается во многих наших городах и селах просто как веселая
игра, способ самовыражения в песне, шутке, забавном экспромте.
Кто же она такая, эта Коляда, которую ищут повсюду в праздничную
ночь озорные хлопцы и девчата, чье имя звучит во многих старинных
припевках, как магическое заклинание?
Великий русский историк Н. Карамзин считал Коляду языческим божеством
торжеств и мира. Но в письменных памятниках Древней Руси ученые
не обнаружили упоминания о подобном боге.
Слово «коляда» употребляется обычно обозначение особого языческого
праздника или песнопений, величальных песен, звучавших накануне
Рождества и какое-то время после него. В Белоруссии и поныне всю
святочную неделю от Рождества до старого Нового года называют колядами.
Неясно и происхождение слова «коляда». Многие исследователи настаивают
на том, что оно ведет историю от латинского «календы», обозначавшего
первые числа месяца и пришедшего на Русь вместе с христианством.
Другие же утверждают, что праздник Коляды существовал задолго до
крещения Руси и, скорее всего, восходит к слову «круг» — «коло».
Ведь именно огненным кругом воспринимали язычники солнце. И «народилась
Коляда накануне Рождества», потому что после декабря день хотя
бы «на воробьиный скок», да увеличился. Солнце, как считали наши
предки, возродилось вновь.
Выходит, праздник Коляды — это солнечный праздник, несмотря на
зимнюю стужу и метели. Не случайно в эти дни принято печь круглые
«солнечного» блеска блины и лепешки. А сама Коляда — мифологический
персонаж, воплощаемый обычно в образе девушки в белом наряде. Ее
приход и есть повод к веселому, озорному, любимому всей молодежью
празднику.