Божества Доля и Недоля

Русское слово «Бог» родственно индийскому bhagas, где «bhag» означает «делить». То есть Бог — высшее существо, наделяет смертных людей особыми дарами, так называемым счастьем. Отсюда и пошло слово богатый и богатырь подразумевали смысл: бог одарил их благополучием или силой. И наоборот, отрицательная частица означала, что бог не дал счастья этому человеку и потому он убогий (бедный, болезненный слепой, калека), небога (бедняк, сирота) или вовсе небожчик (покойник).
В декоративных украшениях даже на православных храмах изображали двух рожениц - счастливую Долю и лихую Недолю (Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др.)
С древних времен говорили: «Лентяй лежит, а Бог для него долю держит», — то есть ее получают не за заслуги, а по случайному выбору. Полагалось, что от судьбы не уйдешь, но все же ее можно было улучшить или ухудшить благодаря определенным ритуалам. Например, не следовало проходить под поваленным деревом — «долю себе убавишь». Часто герои сказаний отправлялись в дорогу, чтобы свою долю найти, то есть изменить ее к лучшему.
Как известно Доля бывает разной, кому какая выпадет, зависит от того, когда человек появляется на свет: в лихой час или в счастливый час. Слово счастье имеет в виду часть высшего дара, большего или меньшего.
Итак Доля — не только судьба, которой наделяют человека, но и богиня, воплощенная идея Всевышнего.
В Риме Доля называлась Фортуной и имела такое же значение.
Позже, в христианские времена, Доля и Недоля, Счастье и Злосчастье стали восприниматься как две силы, влияющие на человека: светлая — ангел, стоящий за правым плечом, и темная — черт, выглядывающий из-за левого плеча.

Великая энциклопедия мифов и легенд