Баба-Яга - древний персонаж
славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина
со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала
души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает
древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака
с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими
предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную
роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней
помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с
которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные
ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими,
как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь
под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать
детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями
об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда
большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем
лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался
как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена
частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках
Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит
сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные
возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша
обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница
крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома,
но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое
поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые,
спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо
встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает
полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный
клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету
в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается,
то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или
пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов,
заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и
помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны
и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается
лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами,
тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и
в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога,
весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице,
самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная,
мудрая, страшная Баба-Яга.
А.Ремизов. Светящиеся черепа
Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как
со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:
- Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.
- Когда же идти? - спросила девушка.
- Прямо сейчас! - ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. - Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни - там и бабкина изба.
А на дворе ночь, темно - хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит - забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.
Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка - не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки - тут бедняжке и конец придет.
Повернулась бежать куда глаза глядят - слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая.
- О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она.
- Как же мне не плакать? - отвечает череп. - Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!
Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником… Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения.
Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.
- Спасибо тебе, добрая душа, - слышит голоса из-под земли. - Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку - она тебе путь укажет.
Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку - и ну бежать прочь!
Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках - а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.
А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.
А.Ремизов. Проливной дождь
БАБА-ЯГА собирается хлебы печь. Задумала старая жениться - взять
в мужья рогатого черта - Верхового. Он, известно, галчонок: всем
верховодит.
Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из че- ловеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, - такая уж нежить.
А как ей весело: старик Домовой на бобах остался - показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал!
Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.
- Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! - плачет Яга, ходит у печи.
- Бабушка, чего же ты плачешь?
- А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы - прибьет Верховой.
- Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются - полна капель натекает.
- Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется - и дождь перестанет.