Немало хлопот и забот приносит сказочным героям их вечный недруг
Кощей Бессмертный. Стоит лишь влюбиться царевичу в девицу-красавицу,
задуматься о женитьбе, как злобный и коварный Кощей прямо из-под
венца крадет суженую, уносит ее за тридевять земель, в неведомые
страны. И вынужден юноша свершать невиданные подвиги, чтобы освободить,
вернуть себе любимую.
Кто же он такой, этот зловредный, вездесущий старик, отчего никак
не может угомониться?
Старославянское слово «кощь» (кошть) переводится как « сухой, худой,
тощий». Имя сказочного антигероя, скорее всего, воспринималось
как мифологический образ окостеневшей, замерзшей от лютого мороза
природы. Застывшие, не рождающие золотого плодородного дождя тучи.
Каменная, бесплодная земля, мечтающая о солнце. Завывание вьюги,
так похожее на звуки, издаваемые любимыми Кощеевыми гуслями-самогудами.
Заслушавшись этой песней, люди замирают, а то и вовсе замерзают,
оледенев.
Демон зимы в народных сказаниях нередко предстает в образе старого,
костлявого, безобразного колдуна. А кому старость да отвратительная
внешность в радость? Никому. Вот и тянется он к молодости и красоте,
мечтая позаимствовать у нее жизненных соков и сил, чтобы и дальше
творить свои неправедные дела. Оттого так часто его жертвой становится
девица-краса.
Краса, красота — неотъемлемое качество славянской богини любви
и весны Лады. Вот ее-то и старается Кощей пленить, извести, заморозить
полное любви и тепла ее сердце, покрыть сединой инея золотые, как
солнечные лучи, волосы. Одним словом, присвоить себе, заточить
в неприступном тереме. Спрятать от людских глаз живительную силу,
способную преобразить землю, расцветить ее зеленью, цветами. А
герой-царевйч, отправляющийся на бой с чудищем, подобен богу-громовнику.
В трудном пути помогают юноше все силы природы. Его победа — это
победа над смертью, над вечным мраком и холодом. Так что сказка
ложь, да в ней — намек…
Бессмертен ли Кощей Бессмертный? Очень бы ему хотелось насовсем
заковать землю в ледяной панцирь и властвовать над снежными тучами,
навсегда скрывшими животворное солнце, не способными принести теплые
весенние дожди.
Ревниво охраняет Кощей неправедно обретенное им богатство. Не зря
иссохших от скупости скряг называют на Руси Кощеями.
Но в сказке Кощею в конце концов приходит смерть. Тем или иным
путем герой узнает его тайну. Оказывается, далеко-далеко, на море-океане,
на острове Буяне, стоит зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный
сундук. В том сундуке спрятан заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо,
в яйце — иголка. В ней-то и хранится Кощеева смерть.
В одиночку, лишь своими силами, не смог бы богатырь погубить всесильного
врага. Когда добрался он до заветного острова, увидел и дуб, и
железный сундук на нем, пригодилась ему подмога животных, которых
пожалел, не убил он на своем пути. Медведь выворотил дуб, сорвал
с сундука запоры. Волк догнал и принес зайца. Ястреб поймал утку.
Щука достала со дна морского оброненное уткой яйцо. Вся живность,
не меньше людей мечтающая о весеннем возрождении природы, была
заодно с героем. Тому осталось лишь разбить яйцо и переломить иглу.
И Кощею Бессмертному пришел конец…
Так находит свою погибель демон зимы, чуявший и ненавидевший «русский
дух». И вновь торжествуют любовь и весна. Находят счастье не только
жених и невеста — все звери, птицы, растения. Так что вовсе не
бессмертен мифологический злой дух Кощей.