Происхождение смерти

В великой древнеиндийской эпической поэме «Махабхарата» рассказывается, что, когда Брахма создал мир, люди были бессмертными — они жили в Золотом веке. Их бесчисленные поколения умножились на земле, и земля, страдающая под их тяжестью, взмолилась к Брахме. Брахма внял ее мольбе, но не мог придумать; как сократить число живущих. Божественное бессилие привело к тому, что творец разгневался, и гнев его породил пламень, который мог погубить все творение. Тогда бог Шива обратился к творцу с советом не губить все живое, а сделать так, чтобы люди умирали, но род их не прекращался.

* * *

Брахма усмирил бушующий пламень, но из тела его вышла женщина с венком из лотосов на голове. Она сразу направилась к югу, ведь там, по индийским представлениям, было царство смерти — преисподняя. Тогда Брахма и повелел ей идти и убивать живые существа. Смерть — ее имя было Мритью (родственное русскому «смерть») — расплакалась, ибо не хотела, чтобы ее проклинали все живые существа. Брахма собрал ее слезы, не дав им пролиться на землю: он облегчил Мритью тяжкий труд, создав из ее слез болезни, — они лишали людей жизни.

Богиня Адити, воплощавшая безграничность мира, в начале времен породила множество богов, но восьмой ее потомок Вивасват выглядел безобразным — он не имел ни рук, ни ног (что сближало его образ со змеем), высота его была равна толщине... Старшие братья — боги Митра, Варуна и Бхага решили довершить его образ и отсекли все лишнее: так получился первый человек, творение божественных рук. Из лишних же частей возник слон. Бог Тваштар выдал за это создание свою дочь Сараньюю, и та родила ему близнецов Яму и Ями. Но богиня помнила, что Вивасват не ровня ей: она сотворила свое подобие, сама же покинула мужа. Тот не заметил подмены, и мнимая жена родила ему других детей, в том числе сына Ману — он создал первые законы, от него произошли все смертные люди. Но мачеха выдала себя: она неровно относилась к собственным детям и детям богини, что привело к ее ссоре с Ямой. Тот едва не совершил насилия над мачехой, и мачеха прокляла его, так что одна нога у Ямы отсохла (одноногость выдает хтонического персонажа, связанного с землей и преисподней).

Яма стал первым умершим, его смерть оплакивала сестра Ями, и плач мог длиться вечно, ведь тогда день еще не сменяла ночь. Боги создали ночь, чтобы Ями прекратила причитание. После смерти Яма ушел на юг, где воцарился в царстве смерти и стал локапалой — хранителем одной из сторон света. Прежде там царил Агни, божество огня, но он уступил свое место Яме, сам же стал жрецом богов — он доставляет им жертвоприношения. Ями же стала богиней священной реки Ямуни.

Царство мертвых от мира живых отделяла другая священная река — Вайтарани. Преодолеть Вайтарани человек может, только держась за хвост коровы, которую он при жизни подарил брахману. Яму сопровождали помощники — два четырехглазых пса с огромными ноздрями, они вынюхивали и высматривали тех, кто должен был отправиться в царство смерти. Сам бог в красном одеянии верхом на черном буйволе разъезжал по земле с дубинкой и петлей, которыми вынимал души обреченных.

Его царство — преисподняя, состояла из нескольких адских обителей: в нижней из трех (или двадцати одной) обителей в своей столице Ямапутре и восседал на троне Яма, к нему приводили душу каждого умершего, и загробный писец Читрагупта докладывал богу обо всех поступках умершего на земле. Яма, как судья мертвых, решал его загробную участь: сподобится ли он рая питаров, будет обитать в одном из адов или должен будет возродиться на земле в виде человека или животного. Ипостасями Ямы выступают Кала, бог времени, Антака, умертвляющий, и Мритью — сама смерть. Связь божества смерти со временем естественна: Яма считался также воплощением годового цикла — регулярного возрождения космоса. Действительно, его путь на тот свет, путь первого умершего, объединял все сферы мироздания и был подобен космогоническому акту.

Древняя Индия

  1. Бог Ганеша
  2. Кубера и Равана
  3. Гаутама Будда
  4. Бог Ганеша
  5. Бог Агни
  6. Бог Сурья
  7. Честный Кача
  8. Царевна-лягушка
  9. Рамаяна
  10. Бог Хануман
  11. Гаутама и слон
  12. Дакша
  13. Рамаяна
  14. Бог Индра
  15. Начало великой вражды
  16. Маруты
  17. Гнев Рудры-Шивы
  18. Богиня Сита
  19. Аватара Рама
  20. Бог Шива
  21. Богиня Лакшми
  22. Демон Якши
  23. Яяти и его сыновья
  24. Происхождение смерти
  25. Бог Брахма
  26. Богиня Сарасвати
  27. Сон царя Мучукунды
  28. Змеи Наги
  29. Мир Брахмы
  30. Обманщик Майя
  31. Испытание Рамы
  32. Бог Парвати
  33. Сошествие Ганги
  34. Бог Авалокитешвара
  35. Гаруда
  36. Богиня Кали
  37. Богиня Деви
  38. Как Шива прищемил Раване палец
  39. Сын великого Шивы
  40. Сколько всего богов?
  41. Воплощения Вишну
  42. Аватара Кришна
  43. Змей Шеша
  44. Четыре века
  45. Богиня Ума
  46. Богиня Дурга
  47. Амрита - напиток бесмертия
  48. Рамаяна и Махабхарата
  49. Вайрочана
  50. Воплощение Брахмы
  51. Рибху
  52. Дакини
  53. Богиня Сарасвати
  54. Каркаданн
  55. Ману
  56. Как высох океан
  57. Бог Вишну
  58. Как боги стали бессмертными
  59. Битва в древней Индии
  60. Лук Шивы
  61. Сотворение мира
  62. Адити - мать богов.
  63. Цари-хранители
  64. Мантикора
  65. Бог Варуна
  66. Падение Трипуры
  67. Добродетель сострадания
  68. Слово царя Варанаси
  69. Бог Яма
  70. Пушан
  71. Победа Индры
  72. Равана
  73. Почему у тигров такой печальный вид
  74. Сунд и Упасунд
  75. Гора Меру