Однажды Индра заподозрил в измене богам сына небесного кузнеца
Тваштара, трехглавого дракона Вишварупу и, не раздумывая, убил
его. После этого явился без приглашения к Тваштару, приник к чаще
со священным напитком сомой и пил до тех пор, пока сома не стала
вытекать из ноздрей и ушей!
— Я отомщу тебе, о Индра! — воскликнул Тваштар и сотворил дракона
Вритру, который, свернувшись в девяносто девять колец, возлег в
горах. Тваштар велел дракону: «Расти». И дракон стал очень быстро
увеличиваться в размерах. Он перекрыл течения рек и поглотил их
воды. Отодвинул океан. Каждый день ему требовалось несметное количество
пищи. Вритра
грозил, что скоро проглотит всех богов и Вселенную. Тваштар понял,
что, пылая гневом, создал чудище, которое вышло из-под его власти.
Он присоединился к богам, которые стали молить Индру избавить их
от страшного Врит-ры. Сам Брахма попросил Индру стать во главе
богов и победить дракона.
И вот небесное воинство устремилось к Вритре, чтобы убить его.
Но дракон угрожающе зашипел и так дохнул огнем, что трепет охватил
богов, и они бежали. Лишь могучий Индра и равный ему в силе и мудрости
брат Вишну остались на поле боя. Смело ринулся вперед Индра, но…
дракон разверз свою чудовищную пасть и проглотил его. А потом,
даже не обратив внимания на Вишну, спокойно заснул, ибо считал,
что сразиться с ним теперь некому.
Но хитрость порой бывает полезней смелости. Шива, как и все боги,
бежавший в страхе, издали наслал на Вритру зевоту. Тот во сне сладко-пресладко
зевнул, пасть его распахнулась, и Индра стремительно выскочил из
чрева. Вишну тут же вложил в руки Индры оружие, и тот страшным
ударом рассек голову Вритры. Небо содрогнулось от рева раненого
дракона. Реки снова хлынули на иссушенную землю. А Индру, побывавшего
«в плену», вдруг охватил неописуемый страх. Он бежал на край света
и спрятался на озере, в стебле лотоса. И сидел в этом стебле до
тех пор, пока Вритра не издох. Тогда он приблизился к дракону.
Из черепа сделал себе чашу, а тело разрубил на две части. Одну
отправил на небо, а другая половина дракона стала по воле Индры
частью живых существ — их чревом. Поэтому о чревоугодниках говорят,
что они приносят жертвы Вритре, т. е. собственному брюху.
Самому же Индре эта великая, но такая трудная победа не принесла
радости. Ведь путь к победе начался с его собственного преступления
— убийства сына Тваштара… Вчерашний властелин богов добровольно
удалился в изгнание.
Место Индры среди великих богов по справедливости занял мудрый
Вишну, совершающий подвиги во имя счастья людей и благополучия
богов.