Артемида (Диана у римлян) — богиня охоты и Луны. Любимая дочь Зевса и Лето, стройная Артемида весело скитается по диким лесам, лугам и холмам в окружении преданных ей нимф и охотничьих собак. Она — меткий стрелок, одета в короткую тунику, вооружена серебряным луком, за плечами у нее колчан со стрелами. Артемида также изображалась как богиня Луны — с факелами в руках и с нимбом из звезд и Луны вокруг головы.
Дикие животные, входящие в свиту Артемиды, символизируют ее покровительство живой природе. Олень-самец, его самка, заяц и перепел отражают неуловимость ее натуры. Львица выражает царственность и доблесть богини-охотницы, а свирепый вепрь представляет ее разрушительные аспекты. Медведь — символ покровительства молодости. В Древней Греции девочек посвящали Артемиде. В течение подросткового периода они находились под ее защитой и звались "молодыми медведицами". Наконец, неприрученный конь скитается с табуном по дикой местности, как Артемида со своими нимфами.
Артемида — дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона, богиня охоты. Артемида также упорядочивает животный и растительный мир, строго наказывает тех, кто нарушает обычаи. Она разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принес ей в дар первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра. Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона Ифигению за то, что тот убил ее священную лань. Классическая Артемида — девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Иполиту, отвергающему греховную любовь Федры. Перед свадьбой Артемиде, по обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями. Юный охотник Актеон, подсмотревший омовение богини, был ею за это превращен в оленя и собственные собаки растерзали его. Она же убила Буфага и Ориона, которые пытались посягнуть на ее целомудрие. Артемида — покровительница амазонок. Ряд архаических черт Артемиды (оргиастические элементы культа, явные признаки практики человеческих жертвоприношений) сближают Артемиду с образом Великой Матери Богов — Малоазийской Кибелой. Древнейшие представления об Артемиде связаны с ее лунной природой, отсюда ее близость к колдовским чарам Селены и Гекаты, с которыми она иногда отождествляется. В героической мифологии Артемида — участница битв с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она воюет вместе со своим братом-близнецом Аполлоном на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. Артемида — непримиримый враг нарушения олимпийских устоев. Благодаря хитрости Артемиды погибли братья Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Стрелами Артемиды и Аполлона были убиты дерзкий и необузданный гигант Титий и дети похвалявшейся своим многочисленным потомством Ниобы.
Как богиня-девственница, Артемида невосприимчива к любви. Она не подвергалась насилию, ее не похищали, как Деметру и Персефону. Артемида не знала супружеских уз. Архетип богини-девственницы выражается в ощущении нетронутости, самодостаточности, он определяет жизненную позицию "Я сама могу о себе позаботиться" и позволяет женщине действовать уверенно, независимо и самостоятельно. Женщина чувствует себя целостной, не испытывает потребности в мужчине-защитнике, преследует свои собственные интересы и выбирает область деятельности, не нуждаясь в мужском одобрении. Ее самоопределение и ощущение собственной значимости основываются скорее на том, кто она есть и что она делает, чем на том, замужем ли она и за кем. Типичный признак пробужденного архетипа богини-девственницы Артемиды — когда женщина настаивает на том, чтобы к ней обращались "мисс", тем самым подчеркивая свою независимость и отстраненность от мужчин.