Басянь, Пасянь ("восемь бессмертных"), в китайской даосской
мифологии популярнейшая группа героев, символы удачи. Все они достигли
бессмертия в результате постижения дао, или "пути". Первым
достиг бессмертия Ли Тегуай ("железная клюка"), ученик
основателя даосизма Лао-цзы. Ли, достигнув бессмертия, отправился
к священной горе, а вернувшись и обнаружив, что его тело нечаянно
сожгли, вошел в тело умершего от голода хромого бродяги. Ли не
хотел жить в отвратительном теле, но Лао-цзы убедил его не оставлять
жизнь и дал железную клюку. Считалось, что Ли Тегуай приобщил к
даосской доктрине Чжунли Цюаня, второго из "восьми бессмертных".
Согласно одному из мифов, перед Чжунли Цюанем раскололась стена
его жилища, и он нашел там наставления о том, как стать бессмертным.
Чжунли внял им и на облаке взлетел в небо, став вестником богов.
Обычно его изображали толстым, лысым, с длинной бородой, нередко
с веером из перьев или пальмовых листьев. Бессмертный Люй Дунбинь,
увидев вещий сон о тщете всего земного, решил покинуть мир и направился
в горы. Люй Дунбинь — основатель многих китайских сект и самый
популярный бессмертный в китайской мифологии. Еще один бессмертный,
Хань Сянцзы, считается учеником Люй Дунбиня, который взял его на
небо и показал персиковое дерево с плодами бессмертия. Так Хань
стал бессмертным; его изображали с персиком, флейтой или букетом
цветов. Бессмертный Цао Гоцзю был младшим братом императрицы Цао,
жившей в эпоху Сун. Однажды он покинул двор и отправился в горы,
чтобы вести там подвижнический образ жизни. Чжан Голао, также один
из восьми бессмертных, — это старец, живший во времена императрицы
У из Танской династии. Чжана, приносящего детей бездетным и новобрачным,
нередко изображали с персиками вечной
Лань Цайхэ — бессмертный, которого китайцы представляли себе в
облике девушки или женоподобного мужчины с корзиной цветов и фруктов.