Цзы-гу - ("пурпурная дева"), Кэн-саньгу ("третья
дева ямы"), Саньгу ("третья дева"), Ци-гэ ("седьмая
дева" или "дева по фамилии Ци"), в поздней китайской
народной мифологии богиня отхожих мест.
По-видимому, в результате ошибочного истолкования одного из имён
Цзы-гун - Кэн-саньгу (не как "третья дева ямы", а как "три
девы ямы") в период позднего средневековья родилось представление
о трёх девах отхожего места: Юнь-сяо, Цюн-сяо и Би-сяо, которые,
используя даосские магические приёмы, творили зло; за это они были
приговорены Верховным владыкой Тайшан Лао-цзюнем к смерти и назначены
после смерти духами отхожих мест.
* * *
Однажды жена одного важного чиновника возревновала к своему супругу
служанку, в порыве ненависти убила ее, а труп выбросила в отхожее
место. Она даже не подумала, что преступление совершила в большой
праздник - День фонарей. Но бедная Цзы-гу — так звали служанку
— не отправилась на запад, в царство мертвых. Верховному владыке
стало очень жаль погибшую в праздник девушку, и он решил взять
Цзы-гу в сонм богинь и духов. Стал он думать, что же передать в
ее ведение? Все на земле, от великих гор до курятников, имело своих
богов или богинь. Все, за исключением… того ужасного и грязного
места, в которое бросила девушку злая жена чиновника.
«Все должно иметь своего бога!» — решил Верховный владыка и сделал
Цзы-гу богиней отхожих мест.