Цзао-ван ("князь очага"), Дунчу сымин чжу ("повелитель судеб восточного
(угла) кухни") - бог кухни — дух, живущий над домашним очагом.
Он наблюдает за поведением всех обитателей дома, а в конце года
предстает с докладом перед Нефритовым императором. Перед тем, как
Цзао-ван отправляется на небеса, домочадцы обычно смазывают медом
губы на изображении этого бога, чтобы из уст его лились только
сладкие речи.
В различные эпохи существовали разные версии происхождения Цзао-вана
В позднесредневековом фольклоре в него превратился некий бедный
лентяй Чжан, который кормился за счёт жены. Под новый год жена
послала его к своим родителям за рисом, а те, жалея бедствующую
дочь, положили на дно мешка серебро. Лентяю надоело тащить тяжелую
ношу, и он отдал мешок встречному нищему. Разъярённая жена забила
его насмерть, но так как дело было в новогоднюю ночь, временно
закопала труп под очагом. Сожалея о содеянном, она потом повесила
над очагом поминальную табличку с именем мужа и стала молиться
перед ней. С тех пор обычай почитания Чжана в качестве Цзао-вана
распространился, по преданию, по всему Китаю. Существуют и другие
версии этого сюжета. В религиозных текстах, отражающих верования
различных сект, происхождение Цзао-вана объясняется таким образом:
в ответ на жалобы духов о том, что им трудно уследить за делами
людей, Верховный Нефритовый государь - Юй-ди пригласил святого
Чжан Чжаня с горы Куньлунь и повелел ему стать Цзао-ваном. Получив
это повеление, Чжан преобразился в 5 владык очага, соответствующих
4 сторонам света и центру, те в свою очередь превратились в 10
тысяч Цзао-ванов, которые и стали наблюдать за людьми во всех домах.